ДОН – село у оз. Дон-ты. Возникло в 1707-1719 годах (1719 год – начало проведения 1 ревизии населения в Коми крае). Первое упоминание о селе дон в ревизских сказках – 1719 год.
История
ДОН
ДОН – село у оз. Дон-ты. Возникло в 1707-1719 годах (1719 год – начало проведения 1 ревизии населения в Коми крае). Первое упоминание о селе дон в ревизских сказках – 1719 год.
В те дальние времена ДОН назывался деревня Куломка на реке Куломке. В 1719 году в переписных книгах появилось название деревня ДОН, где насчитывалось 5 дворов, фамилии жителей – Тимушев, Нехорошев.
Историческая хроника
1719 год 5 дворов (Тимушевы – 3 семьи одного предка – Зиновейко Тимофейко сын, совершеннолетние сыновья Никитка да Антонка да Давыдко). Фамилия Тимушевых образовалась от имени Тимофей. Местное – Тимуш.
Нехорошевы – 2 семьи. Это Бобыль (вдовец) Поликарп Кириллов сын Нехорошев с сыновьями, Бобыль Архип Еремеев сын Нехорошев с братом.
Фамилия образовалась от имени Нехорош, Нехороший – так называли детей, чтобы уберечь от нечистой силы, бесов.
1784 год – деревня Донская, 15 дворов, 127 человек (58 мужчин, 69 женщин).
1859 год – Донская (Дон) – 41 двор, 216 человек (100 мужчин, 116 женщин).
1867 год: освящена деревянная Донская Вознесенская церковь (церковь Вознесения Господне). В 1917 году здание церкви отдали под клуб, в 1970 году разрушили и распилили на дрова.
18 февраля 1890 года (по старому стилю) открыта школа грамотности при Усть-Куломской церковно-приходской школе в с. Дон. Среди лучших учителей школ грамоты Усть-Сысольского уезда в 1896-1897 гг. был отмечен учитель Донской школы грамоты священнический сын Павел Попов из 2-го класса духовного училища. Жалование ему было положено 60 рублей в год. Школа грамоты села Дон находилась в собственном помещении – доме, построенном в 1890 году.
Предметы, изучаемые в школе: закон Божий, куда входили церковное пение, церковно-славянское чтение, русский язык чтение (устно), русский язык (письменно), чистописание и арифметика. Успехи в школе определялись по среднему баллу.
1892 год: 447 человек (222 мужчины, 225 женщин).
1904 год: открытие Донской библиотеки.
1916 год: 124 двора, 606 человек (279 мужчин, 327 женщин).
В 20-х годах деревня Дон стала центром сельсовета.
1926 год: 168 дворов, 742 человек (358 мужчин, 384 женщин).
1930 год: в селе размещались школа, потребительское общество, изба-читальня, крестьянский комитет общественной взаимопомощи, участковый милиционер.
1979 год: 633 человек.
1989 год: 542 человек (265 мужчин, 277 женщин).
2003 год: 580 человек.
На 1 января 2005 года 478 человек (167 мужчин, 184 женщин, 127 детей и подростков, 161 человек незанятого населения).
В настоящее время в селе имеются администрация, 2 магазина, школа, фельдшерский пункт, детский сад, сельская библиотека.
Занятия предков
Как жили и чем занимались местные жители в те далекие времена? Что привлекало в эти места первых поселенцев? Конечно охота и рыболовство. Да, здешние места изобиловали пушным зверьем, дичью и рыбой. Это были лось, медведь, лиса, белка, соболь, заяц, глухарь и другие звери и птицы. На охоту выходили два раза в год: осенью с сентября по ноябрь, и зимой с января по апрель. На охоту ходили с кремниевыми ружьями, луками, ставили силки. Труд охотника был нелегким, ведь охотник уходил в лес надолго, порой на 2-3 месяца, и очень далеко от дома.
В лесу у охотника были избушка, амбар, «черная» банька. Охотники были смелыми, любопытными и наблюдательными людьми, поэтому их часто приглашали быть проводниками.
Другим традиционным промыслом у коми являлось рыболовство. Ловили рыбу в одиночку, семьями, артелями. На малых реках и протоках устанавливали ловушки типа верши (гымга). На более крупных реках и озерах применяли сети и невода (кулэм, трегубеч, ковтым, тыв, сырп и т. д.).
Также люди занимались земледелием. Крестьяне сеяли рожь, ячмень, но урожай собирали не всегда, так как суровые климатические условия иногда не давали возможность вызреть этим культурам. Немного сажали картофель и репу.
Из орудий труда в хозяйстве были мотыга, соха, деревянная борона, серпы и коса-горбуша и другие.
Люди жили не богато, содержали крупный рогатый скот, овец, лошадей, причем последних не так много, поскольку дороги в крае были малопроезжими.
Наши места в те давние времена считались глухими, часто наш край иронично называли «медвежий угол». Но это вовсе не значит, что люди жили в отрыве от мира. Как только здешние жители обжились, наладили охоту и рыболовство, к ним стали заезжать купцы. Они очень скоро наладили товарообмен. Первыми сюда пришли купцы из Перми, Сибири, затем свои – Вычегодские. Хотя крестьянин и был связан с рынком, сам продавал и покупал немало нужных вещей в хозяйстве, но все основное для сева и своей семьи стремился произвести своими силами.
Мужчины делали из дерева посуду (чашки, ложки) и всякую утварь (ступы, ведра, ушаты), плели лукошки, корзины, туеса, чуманы, пестери из бересты, ветвей, корней. Выделывали кожу и шили обувь, конскую упряжь. Из шерсти катали валенки и изготовляли сукно и т. д. Женщины из глины лепили различную посуду (крынки, горшки, латки), обрабатывали коноплю и лен, пряли из них и из шерсти нитки, вязали чулки, рукавицы, ткали холст, шили одежду.
Основным типом поселений у коми были села и деревни. Деревня всегда была неукрепленным поселением, окруженным полями; располагалась по берегам рек и озер, вблизи заливных лугов, а также мест, пригодных для земледелия. В 16-17 веках деревни были мелкими в 1-5 дворов. В 18 веке деревни значительно разрослись, стали многодворными, но правильная уличная планировка у коми распространения не имеет. Деревни группировались вокруг погостов. Для коми деревни характерно родственное заселение, и поэтому в них типично наличие 2-3 основных фамилий.
Названия деревень не появлялись ниоткуда. Это результат жизни людей. Географическое название – наиболее ценный источник информации о населении или территории в далеком прошлом, о времени и путях передвижения тех или иных народов. «Могут исчезать с лица земли народы и их языки, но названия сохраняются и усваиваются другими народами, иногда на тысячелетия».
Кулом (куломъю) – берет начало на южном склоне возвышенности куломчурк, название обско-угорского происхождения: хант. – «кул» - «рыба», «ом» - «имя обладания», коми «ю» - река, «кулом» - «рыбная река». приток реки Вычегды. Но вероятна связь с языком манси – «хулюм» - переводится «нерестовая». Может быть, когда-то большие семужьи сюда поднимались по этой реке.
ДОН – село у оз. Донты Усть-Куломского района.
Донты – озеро. Есть разные истолкования названия:
Местное объяснение «Дон гöрд», то есть накаленное до красна так, как будто отражается солнце при восходе на поверхности озера.
Может быть, «озеро рудное», так как имеется краеведческий материал, собранный в Удорском районе о добыче озерной руды из озера Донты, которое находится вблиз села Кослан.
«Дон» - железная руда, «ты» - озеро.
Донское озеро (в старых словарях) находится на левой стороне реки Куломъю и окружено болотом Доннюр.
Болото Доннюр: длина 35 верст, ширина – 20 верст. Совершенно без деревьев, покрыто кочками и мхом. Также болота коми называют ДОН – совершенно чисто. Озеро, лежащее на этом болоте, получило название Донты, от более раннего Доннюрты, то озеро на болоте Доннюр.
Река Вычегда (Эжва) крупнейший приток реки Северной Двины. Берет начало на склонах Южного Тимана из болота Доннюр. По Республике Коми р. Вычегда имеет протяженность 870 км, а вся длина составляет 1130 километров, имеет два истока – Войвож и Лунвож.
Название реки имеет несколько предположений:
«Луговой приток», «Луговая с травянистыми берегами река», «Сыроватый луг» - вич – выч-егд – протока.
«Река, протекающая среди низких заболоченных лугов»
«Эжва» - луговая река.